Posted 20 октября 2016,, 03:51

Published 20 октября 2016,, 03:51

Modified 3 августа 2022,, 23:43

Updated 3 августа 2022,, 23:43

Феномен Омска - нытье горожан

20 октября 2016, 03:51
Ученые изучают феномен "обиженного омича".

Эксперты Центра социального проектирования "Платформа" провели исследование социального капитала Омска, основывая его результаты на интервью с 70 жителями города. Результаты исследования, продолжавшегося на протяжении нескольких месяцев, были представлены накануне, на третьем региональном заседании Экспертного клуба ВЦИОМ "Платформа", в виде типологии городских жителей.

Исследователи изучали, как омское общество видит себя и видит город, как воспринимает собственное развитие, сообщил генеральный директор Центра социального проектирования "Платформа" Дмитрий Лисицин. В Омске развит социальный капитал и существует большой потенциал его роста, однако предпосылки для реализации возможностей отсутствуют. На жизнь омичей эксперты смотрели с точки зрения таких параметров как "интеллект", "труд", "качество жизни", "эстетические способности".

В Омске развит досуг - одиннадцать театров, сорок один музей. У горожан высокий уровень запроса на качество жизни, и с этим связан целый проблемно-генерирующий механизм: мнение омичей о себе почти кардинально отличается от их мнения о городе, сообщают социологи. Обычно количество негативных примеров, приведенных респондентом, зависит лишь от уровня его образования. Ведь омичи достойны лучшего, а этот город развивается не так качественно, как мог бы. Отсюда - запросы на динамичное развитие города, общий кризис доверия, особенно касается социальной проблематики и жизни горожан. Фокус внимания омичей переключается на негативную сторону, в нытье о лучшей жизни существующие социальные инвестиции нивелируются, их критикуют.

"Обиженный омич", вечно недовольный своим положением, уже выделен в отдельный тип городской идентичности и характеризуется постоянными жалобами и отсутствием успешных практик. В экспертной городской среде фиксируются выездные настроения, на которых особенно сильно заостряется внимание омичей (например, "многие уехали после Дня города", "День города прошел, и больше ничего не будет").

При этом сейчас город ищет новую гордость, новый повод для оптимизма. Ниша есть, но она пока не занята. В городе отмечается недостаток социальной инфраструктуры, эксперты утверждают, что есть сильный запрос на социальные проекты. Для будущего Омска есть сильный ресурс, названный исследователями "активный омич" - это люди, проявляющие инициативу, обустраивающие двор, улицу, в перспективе - город.

На сегодня необходимо целевое видение Омска, где будет сделан фокус на образование и экономику. Многое крутится вокруг негативизма, стоит начинать смотреть с позитивной стороны. Тем более, что в городе феноменально высок запрос на вовлечение в проекты.


Фото: Андрей Кутузов

"