Известный продюсер снимет фильм по сценарию из Омска

Выбор между высоким искусством и блокбастерами.

Темой беседы портала Gorod55.ru с киноведом, членом жюри #фестиваля «Любительское кино + profi», доцентом ОмГУ Виктором #Ставицким стали авторское и массовое кино, российское и зарубежное, проблемы кинопроката и воспитания вкуса у зрителей. Также был затронут вопрос о перспективах омских кинематографистов.

- Известны ли вам нынешние предпочтения омских кинозрителей?

- Есть зритель, который был в те годы, да и частично, который еще держится - старшего и среднего возраста. Молодой зритель для элитарного кино потерян. Вот эта потеря зрителя произошла в те годы, когда упало и кинопроизводство - в 80-е годы. И теперь зрителя надо воспитывать. А воспитывают его Интернет и телевидение, причем я имею в виду воспитание не насильственное. Просто приближение хотя бы к нормальному кино. Не буду говорить «отличному», «патриотическому», не надо градировать.

Что такое «нормальное»? Это из давнего – советское, дореволюционное кино – страны, где мы живем, а также европейское – оттуда, где родилось кино, мировое и отдельно как страны - из Голливуда, который ни в коем случае нельзя весь мазать черной краской. В мировом кино бывают провалы, но эта гора голливудская ни в коем случае Сейчас ситуация не трагическая. Когда начинают стонать «Ой, нет российского кино, зритель его не смотрит, не любит»... Во-первых.

Какова подача «блюда» - кинопрокат? Это важнейшая тема, которую киношники на любом своей встрече, фестивале обсуждают. «Я родил кино. Фильм «Труба». Ну я знаю, что он «в трубе»» - говорит режиссер Виталий Манский. Он покажет его на своем фестивале «Арт.док», на фестивале в Карловых Варах, получит главный приз, покажет на «Кинотавре», получит приз там, повезет в Австралию, в Америку, а в Омск он его не привезет - кто покажет?

- В лучшем случае – еще какие-то спецпоказы в Москве, Петербурге и Екатеринбурге?

- Ну да, вот так. По телевидению? Есть специальный канал документального кино «24.док». Но кто о нем знает? Везде рассматривают наши документальные картины - 20-30-х годов – и на его базе у нас великолепные режиссеры и молодая поросль. А их продукция – более 120 документальных картин в год. Это отчаянный поступок – они делают кино, которое никто не посмотрит. На какие-то непонятные деньги. Не на полтора – два часа, а на 20-30 минут. Или 40. Если полнометражное – это что-то немыслимое. И эти люди работают. Другой жанр – анимация. У нас лучшие аниматоры мира.

Шахназаров убрал собак из павильонов


- То есть технологии производства не совсем потеряна?

- Конечно. Как она может быть потеряна? Есть крупнейший в Европе киноконцерн «Мосфильм», ему и не обязательно равняться на голливудские фабрики. К счастью, туда в руководство свое время пришел Карен Шахназаров, он почистил все, что там разваливалось, убрал из павильонов собак, товары народного потребления и вернул кино. Там качественное оборудование, которое очень важно, хотя в первую очередь имеет значение творчество. Там не будут догонять Голливуд, и не надо его догонять.

У нас есть средний очень хороший уровень кино. Хотя проблема со сценаристами. А кто такой сценарист? Это идея фильма, товар, который мне, зрителю, потом будет представлен. Почему проблема? Историю подлиннее – 149 серий «Глухаря» - придумали. Каждая серия самостоятельна. Я его вечерами смотрю, никуда не иду, не трачу деньги. Не ограничиваю свое свободное время. Крепко сбитый детектив с характерами, хорошими актерами. Многие наши сериалы хорошего уровня - «Ликвидация», «Исаев», «Идиот» - смотрибельны и ушли далеко от многих зарубежных сериалов. Когда к нам пришел этот жанр, у нас не было такой длины и соприкосновения. Были гигантские удачи - «Угрюм-река», «Место встречи изменить нельзя», «17 мгновений весны», «Адъютант его превосходительства». Но это все же кинематографические вещи, которые делали киношники.



В дискуссии «Есть ли авторское кино или нет?» важно обстоятельство, что произошла болезненная смена поколений. На последнем «Кинотавре», где обычно уровень крепкий, теперь он был и выше крепкого. И если посмотреть имена режиссеров-участников, то из стариков только Станислав Говорухин. Люди просто физически уходят – Мотыль, Герман-старший, Петр Тодоровский, Не снимает Рязанов, не может снимать по здоровью Данелия – он сделал только анимационную версию «Кин-дза-дзы».

Потери физического плана – это понятно. Но ушли мастера, фильмы которых можно каждый день пересматривать. Спрашиваешь наших абитуриентов - какие фильмы у них любимые? Называют известнейшие комедии — все Гайдая, а ведь замены-то ему не появилось. Но может, это объясняет поставленный вопрос — до смеха ли нации? Или над чем смеяться? Или в ситкоме не новые, не классно найденные ходы нынешнего смеха. Природа комического вообще очень сложная. Плохо образован студент-киношник и, наверное, не рискует идти в комедию. И он снимает тяжелую сатиру, но это уже не то, не легкий смех. Поэтому наш кинематографический корабль полностью пробит. Комедии нет, музыкального фильма нет, мелодрамы нет, хорошей фантастики нет. Эти жанры молодой, среднего возраста зритель имеет право получить в первую очередь.

- И они как раз должны собирать большие деньги?

- Деньги – это отдельная песня, сколько стоит большой российский фильм и какая сумма есть у дебютанта на съемки. Дебютант оказывается победителем фестивалей, получает признание авторитетных фигур, а «Цитадель» Михалкова проваливается и все ее облаивают. Почему облаивают? Мне иногда атаки на больших художников непонятны. Личная обида? На обогащение Михалкова, его резкие отношения с прессой, зрителями (хотя это тоже не всегда заметно)? А то, что это большой художник с таким солидным багажом - ничего не значит? И то, что к теме войны он подошел по-новому? Снял режиссер среднего поколения Котт «Брестскую крепость» новыми средствами, или Лебедев - «Звезду». Там больше технологий, меньше характеров на экране и мы понимаем, что так и было, вероятно - и это было принято зрителями. Эти картины люди посмотрели. 



Сейчас же нет такого - «Всероссийская премьера» и насильственно загоняют кого-то в кино. Полный выбор. Но какой? Берем Омск. Не может быть городов полностью кинематографических – студий нет, и не будет. Хотя снимают от Владивостока до Калининграда. В любом городе есть любительское, детское кино, Есть у нас хорошие площадки для показа? Я считаю, нет. Когда-то был великий человек – Петр Михайлович Григорьев, начальник областного управления кинофикации. Он сумел сделать в 70-80-е годы подачу фильмов. Система киноклубов была. Детям с экрана объясняли, как переходить через дорогу, даже как мыть руки перед едой – такое научно-популярное воздействие. Был клуб про киноискусство – сильнейший, при кинотеатре «Спутник». Назывался «Зеркало». Замысел Григорьева был в том, чтобы в сельских районных центрах появились крупные кинотеатры.

Аргументы прокатчиков

- Вернусь к теме кинопроката, «подачи блюда». Число площадок, где можно что-то посмотреть, минимально. И они в руках людей, которые вынуждены зарабатывать деньги, чтобы окупить расходы на содержание зала, тепло, электричество и так далее. Потому они и берут товар так: 80-90 % - чужое кино, плюс, может, иногда кино, о котором напишет пресса, и российское жанровое.

Система же «Киноклубы России» существует и сейчас. Есть самодеятельное движение - «Давайте посмотрим фон Триера, Бунюэля». Как у нас в «Вавилоне», например. Но это меньше чем капля в море. Это все как пословица «Слышал звон, но не знает, где он». Прыгание по верхушкам.

Российское киноискусство сейчас крепко встало на ноги. Но и до крупных городов оно не доходит. Система воспитания, повторяю, не отлажена. Кто держал в руках журнал «Искусство кино»? В Омске его не купить. Как и вообще доступную кинолитературу. В библиотеке? Никто за ним туда не пойдет.



- Возможно ли, что омская студия сделает что-то интересное для многих зрителей по всему миру?

- Любой человек, прикоснувшийся к кинопроизводству и тем более имеющий опыт - и омская студия «Орбита», и режиссер Денис Павленко, мой выпускник - могут сделать что-то интересное. Они уже выросли, они попробовали почем фунт лиха. Но они идут по дороге в моем понимании привычной. Там, где конкуренция бессмысленна. Вы не снимете как Джордж Лукас и Стивен Спилберг запудренную интересную историю минимальными техническими средствами. Если бы они взялись за то, чего не хватает... Попробуйте, снимите комедию. Светлую любовную историю. Постарайтесь угадать, что вам было бы интересно. Мало желания. Надо делать, ошибаться, спотыкаться. Но вас сразу заметят. Ваша работа сразу полетит на любой фестиваль. Для этого есть честная продуманная система. Не дорогостоящая. Главное чтобы был талант. Когда на фестиваль «Движение» приезжал продюсер Сергей Сельянов, то он заверил – если из Омска ему пришлют сценарий, тот будет прочитан без разговоров. Цепляет, интересный – будет поддержан.



Кирилл Янчицкий



Фестиваль «Любительское кино+Profi», апрель 2014

Как сообщает пресс-служба администрации Омска, до 20 марта продлится прием заявок для участия в Омском открытом фестивале «Любительское кино+Profi». В этом году впервые фестиваль пройдет в партнерстве с ВГИКом.

С 3 по 5 апреля в Омске пройдет VII открытый фестиваль «Любительское кино+Profi», учредителем которого является департамент культуры администрации города. Фестиваль проводится для поддержки и развития кинотворчества, сохранения традиций отечественной культуры.

По вопросам, связанным с участием в Омском открытом фестивале «Любительское кино+Profi», следует обращаться в городской департамент культуры к Сергею Фамильцеву по телефонам: 20-00-56 и 8-908-808-77-44. 

Комментарии

Квентин
08.02.2014
- +

Брестская крепость суперский фильм. За душу берет

Ответить
Гость
08.02.2014
- +

Глупые вопросы.глупые ответы!

Ответить
Михаил
12.04.2014
- +

http://www.youtube.com/watch?v=NEmfh0atsW8

Ответить