Снижение затрат на генерацию тепла

Настоящее и будущее российского биотоплива 

Как известно, истощение ресурсов и рост цен на нефть и газ заставили весь мир искать альтернативные источники тепловой энергии. Одним из них стали биотопливные установки. Появились они и в России. 

Общие положения
Биотопливо – достаточно обширный термин. Он охватывает и спирты, получаемые из биомасс, и биогаз, и дизельное биотопливо из рапсового масла, и прессованное биотопливо для специальных котлов. И все эти варианты уже представлены в России. 
 
Что представляет собой биотопливная установка? Это трехходовый котел с камерой сжигания и теплообменником. От традиционных котлов биотопливные отличаются более совершенной техникой, обеспечивающей высокое качество сгорания и низкий уровень выбросов. Благодаря особой конструкции КПД таких установок достигает 90 процентов.
 
Например, в биотопливных установках для получения биогаза можно использовать древесные отходы, шелуху, семечки, лузгу, зерно, торф, сухой помет, навоз, отходы производства льна, алкогольных напитков и другие биоотходы. В специальных камерах биомасса перерабатывается в биогаз, который используется так же, как и природный газ, – для отопления, нагрева воды или даже выработки электричества с помощью газовых генераторов. В других установках в качестве топлива используют пеллеты (топливные гранулы) и брикеты, изготовленные из соломы, древесины и отходов биологического происхождения (щепа и кора). 
 
Недавно в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся круглый стол «Возможности замещения нефтепродуктов биотопливом и другими возобновляемыми ресурсами в теплоэнергетике», в ходе которого эксперты обсудили перспективы развития использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в теплоэнергетике с учетом экономической эффективности проектов и обеспечения энергетической безопасности. Также специалисты рассмотрели экономически обоснованные меры государственного стимулирования данного процесса. 

Сегодня нам нужно понять, надо ли менять мазутные котельные на иную генерацию, будет ли это эффективно, принесет ли пользу», - сказал в ходе мероприятия советник министра Минстроя России Михаил Сандалов. 

По мнению эксперта, замена мазутных котельных - один из первых и выгодных шагов развития малой энергетики. 
«Безусловно, замена мазута и котельных на мазуте выгодна, так как уровень тарифно-таможенных пошлин на ввоз и вывоз мазута и изношенность котельных на 68% говорят о том, что это топливо дорогое», - полагает главный научный сотрудник Института химической физики им. Н.Н. Семенова РАН Вера Мясоедова. К тому же КПД мазутного котла - менее 30%, а котла на пеллетах - более 90%, отметила эксперт. Но не все нефтепродукты в теплоэнергетике надо замещать, полагает Мясоедова. «Нужно замещать мазут и котельные на мазуте, а вот некоторые отходы целлюлозно-бумажной промышленности, кислые гудроны могут быть использованы», - считает специалист. 

Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев полагает, что сейчас состояние российской экономики препятствует развитию отрасли. По его словам, первоочередная проблема, которая требует решения, связана с возмещением инвестиций. Инвесторами в России выступают органы власти и частный бизнес, уточнил эксперт.
 
Забытые ресурсы под ногами  

В частном секторе России, особенно в Московской и Ленинградской областях, на Урале, производство древесных гранул и брикетов, их доставка владельцам котлов, установка и сервисно обслуживание котлов и каминов, популяризация биотоплива среди населения за последние несколько лет стали сложившимся, серьезным бизнесом. 
 
Активнее внедряется оборудование для котельных, работающих на пеллетах. Интерес легко объясним: в перспективе газ и другие источники станут еще дороже. Но пока газ всему голова, развитие рынка биотоплива все равно можно оценить как недостаточно активное.
К сожалению, несмотря на положительную динамику, Россия по‑прежнему плетется в хвосте развитых стран по внедрению инновационных технологий, в том числе и в биоэнергетике. В стране практически нет какого‑либо стимулирования применению возобновляемых энергоисточников, тогда как, по мнению экспертов, при хозяйском подходе начиная с 2008 года можно было модернизировать как минимум 30 процентов «проблемных» котельных в ЖКХ и перевести их на биотопливо. Потенциальных инвесторов перехода на котельные на биотопливе (компании в сфере теплоэнергетики и предприятия деревообработки, имеющие большой потенциал неиспользуемой биомассы) в регионах отпугивает сложность механизма возврата инвестиций, а также высокая стоимость оборудования и реконструкции. 
 
Россия является мировым лидером по запасам как лесной, так и агропромышленной биомассы. Всего несколько лет назад потенциал отходов лесной биомассы (отходов лесозаготовок и деревопереработки) составлял 48,44 миллиона тонн условного топлива, а потенциал отходов в растениеводстве и перерабатывающей промышленности АПК – 62,65 миллиона тонн условного топлива. В сельском хозяйстве эти ресурсы просто запахиваются, закапываются в землю. В лесопромышленном комплексе на сегодняшний день используется только 25 процентов отходов деревообработки. Что касается порубочных остатков, то они просто не вывозятся из леса – нерентабельно, а государство никак не поддерживает их вывоз, хотя это миллионы рублей, в частности данный продукт мог бы стать экспортным – в виде тех же топливных гранул и брикетов.
Словом, Россия может стать одним из главных экспортеров на стремительно развивающемся мировом рынке биотоплива. Для этого необходимо как дальнейшее развитие лесного законодательства в направлении выработки норм, стимулирующих глубокую переработку древесины, и решение проблемы утилизации древесных отходов (сделать так, чтобы их вывоз из леса стал выгодным, как, например, в Швеции и Финляндии), так и разработка программы развития биоэнергетики в рамках закона об энергоэффективности.  

Местный опыт 

В рамках программы реформы ЖКХ, которая предусматривает модернизацию котельных, теплосетей и оборудования, в Муромцевском районе Омской области осуществляется переход на местные виды топлива: дрова, а также пеллеты из опилок и отходов производства льна. Планируется, что в ближайшие 5-7 лет больше половины котельных будет переведено на местные виды топлива. Модернизация котельных в районе ведется уже второй год. 
 
Многие котлы выработали свой ресурс — устарели морально и физически, появилась необходимость их замены. Одновременно с заменой оборудования там, где это экономически целесообразно, осуществляется перевод котельных на другой вид топлива. На дровах сейчас работают котельные в Поречье, Рязанах, Муромцевском детском саду № 4, Карбызе и Плотбище. Уже в планах перевод на этот вид топлива котельных в Лисино, Бергамаке, Окунево, Гурово.
К началу отопительного сезона планируется переоборудовать на пеллеты четыре котельные Артинского и Костинского сельских поселений (в Костино, Б-Никольске, Новорождественке). 
Таким образом, с учетом ранее введеных в строй, этой зимой на пеллетах в районе будут работать шесть котельных. 
 
В планах на следующий год переоборудование под пеллетное топливо котельных деревни Карташово и Артынской участковой больницы. Оборудование планируется приобретать на российских заводах-изготовителях. 

РЖД будет топить вагоны биотопливом
Впрочем, как отмечают европейские эксперты, по-настоящему развития биотопливных технологий стоит ожидать только тогда, когда ими заинтересуются крупные отечественные компании. Надо сказать, что в этом году появился повод для оптимизма: ОАО «РЖД» решило перейти с угля на биотопливо. По крайней мере, задача внедрения отопительных котлов на биотопливе закреплена «Энергетической стратегией холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года». Уже сегодня биотопливо используется во многих пассажирских вагонах вместо каменного угля и дров в специальных котлах, предназначенных для отопления пассажирских вагонов. Пеллеты используются на российской железной дороге уже несколько лет. Вагоны, где вместо угля применяют биотопливо, курсируют по различным направлениям, хотя преимущественно в европейской части России. Это связано с тем, что здесь легче закупить нужные объемы биотоплива, чем в Сибири. Наибольшее количество вагонов с пеллетным отоплением сейчас эксплуатируется в Северном и Московском филиалах ОАО «Федеральная пассажирская компания». 
 
Вместе с тем доля пассажирских вагонов с пеллетным отоплением пока еще невысока. Как объясняют в РЖД, выбор пеллетного отопления обусловлен тем, что пеллеты – экологически чистое топливо, хотя его теплотворная способность немного меньше, чем у каменного угля. Мало кому известно, что индекс токсичности воздуха в вагонах с угольным отоплением в три-четыре раза превышает предельно допустимый уровень для человеческого организма. В то же время тот же показатель для пеллетного отопления – в двадцать (!) раз ниже предельно допустимого уровня. Однако как визуальная, так и экологическая чистота биотоплива является его неоспоримым преимуществом при использовании в пассажирских вагонах. По словам инженеров, эксплуатирующих данный подвижной состав, из‑за того, что коэффициент полезного действия пеллетных котлов почти в два раза выше, чем у традиционных угольных котлов, то, несмотря на меньшую теплотворную способность пеллет, стоимость отопления на гранулах всего на 9‑11 процентов выше, чем отопления на угле. Кроме пеллет, на железной дороге используются и брикеты. Топливные брикеты для титанов-кипятильников централизованно поставляются уже четыре года во все филиалы железной дороги, и проводники очень довольны работой с ними.

Так что поводы для оптимизма в отношении перспектив использования биотоплива в теплоэнергетике России есть. Главное, чтобы эти начинания не остались без внимания государства и тогда все шансы стать крупной биотопливной державой у нашей страны есть. 

Фонд энергосбережения Омской области
при поддержке Правительства Омской области
eees.omregion@mail.ru
www.eee55.ru
Тел. 8 (3812) 357-233 

Комментарии

Комментариев еще не оставлено