Posted 15 июня 2017,, 03:29

Published 15 июня 2017,, 03:29

Modified 14 декабря 2023,, 15:48

Updated 14 декабря 2023,, 15:48

Tele2 и фонд «Навстречу переменам» ищут социальных предпринимателей

15 июня 2017, 03:29
Tele2 и фонд «Навстречу переменам» ищут социальных предпринимателей

Фонд «Навстречу переменам» совместно с Tele2 ищут умных и увлеченных людей, которые знают о проблемах в сфере детства и ищут поддержку своих инновационных решений.

В рамках конкурса социальных предпринимателей фонд поддержит четыре проекта суммой в 1 200 000 рублей, а еще четыре - получат специальные условия по сбору средств на краудфандинговой платформе Planeta.ru.

«Фонд поддерживает социальные инициативы в сфере детства, а мы, в свою очередь, поддерживаем фонд», - отмечает Александр Паньков, менеджер по связям с общественностью Tele2 в Сибири.

Конкурс социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам» проходит в России уже третий раз и помогает как некоммерческим организациям, так и отдельным гражданам. Чтобы принять участие нужно быть старше 18 лет, постоянно проживать на территории РФ, гореть идеей и быть её автором, а также - успеть подать заявку до 16 июня, заполнив электронную форму на сайте.

Чтобы рассказать о конкурсе, в Омск приехала Евгения Телицына, исполнительный директор фонда «Навстречу Переменам». До общения с ИА «Город55» она уже успела встретиться с двадцатью омскими предпринимателями.

«Удивительно, что очень активный регион пока не подал заявок, - говорит Телицына. — В Омске очень сильная школа социального предпринимательства, ваш МинЭк очень ими гордится и транслирует их инициативы на всю страну. Мне кажется, заявок нет из-за недостаточной коммуникации. Поэтому я здесь и рассказываю о конкурсе».

Фонд «Навстречу переменам» существует с 2011 года. Сначала - как филиал шведского фонда, работающего в 17 странах мира. В 2015 году фонд организовал отдельное юрлицо: «Со шведами мы остались друзьями, обмениваемся опытом», - добавляет Евгения.

Фонд проводит конкурс для социальных предпринимателей раз в год. Заявку можно подать как физическое лицо: так часто поступают те, у кого есть собственное ИП или ООО. Либо это может быть любая форма НКО.

«Дальше у нас мало бюрократии - мы с Tele2 очень похожи по духу. Допустим, если на момент подачи заявки на конкурс человек не основал НКО, у него есть время это сделать во время рассмотрения заявки», - добавляет Телицына.

По ее словам, сейчас идет уже третий конкурс. Первый – в 2015 году – собрал 400 заявок со всей страны, второй – около 300.

«Сейчас уже есть 300 заявок и до конца конкурса остается еще две недели. В нашей стране обычно все в последний день все заполняют, поэтому итоговое число не очень предсказуемо», - говорит Телицына и подчеркивает, что самые активные российские регионы – в Сибири.

Кто такие социальные предприниматели? Исполнительный директор фонда отмечает, что определиться с термином очень важно, однако, в мире до сих пор не пришли к единому пониманию этого феномена:

«Чем больше эта тема развивается, тем активнее придумываются определения. Наше федеральное министерство экономического развития тоже придумало свое определение. Сейчас еще нет законодательства, но оно скоро появится».

У фонда «Навстречу переменам» на этот счет есть свое видение:

«Мы считаем, что социальный предприниматель - это человек, который выявил проблему, придумал решение, инновационное, эффективное, бизнес-решение, которое показывает, что автор стремится к независимости от одного источника финансирования.

Необязательно он должен торговать чем-то на улице, чтобы вкладывать средства в свой проект. Должно быть стремление к экономической независимости. И гранты, и пожертвования - это прекрасная вещь, но, когда они кончаются, кончается проект. А нам хочется, чтобы этот человек, несмотря ни на что, решал проблему, которую выбрал.

Социальных предпринимателей видно сразу – они энергичные, они предпринимают нечто, чтобы решить проблему, которая их тревожит. Измеряют свой успех не в прибыли, а в социальном воздействии. Они меняют систему. Не останавливаются на одном приюте, а распространяют свою идею», — рассказывает Евгения Телицына.


По мысли Телицыной, в России есть некоммерческий сектор, который делает очень важное дело, но они существуют на пожертвования людей или гранты, и в этом их неустойчивость.

«Социальный предприниматель может «отпочковаться» с любой стороны. Например, жили-были НКО, вдруг поняли, что им надоело переживать, дадут или не дадут грант, и они пытаются создать бизнес-модель, которая будет их кормить. Бывают и комбинированные модели, когда организация занимается и социальным предпринимательством, и привлечением грантов», - говорит Телицына.

Если бизнес, желая менять мир, считает свой успех деньгами, то тогда он остается просто бизнесом, уверены в фонде. Измерить социальное воздействие очень сложно, но возможно. Участников конкурса учат мыслить не только цифрами - «500 детей – это индикатор, а не результат».

«Нам важно, не только количество детей, которые примут участие в проекте, а что изменится после этого в их жизни», - отмечает Евгения.

По словам Александра Панькова, в Новосибирске есть Центр развития карьеры «Пункт Б» (финалисты конкурса фонда «Навстречу переменам» в 2015-м году), где работают социальные предприниматели в полном смысле этого слова: «Они помогают людям определиться, как жить дальше. Да, они берут за это какие-то деньги, но не для того, чтобы получить большую прибыль, а чтобы сохранить свое дело. Это не только бизнес, и не только благотворительность».

«Считается, что есть государство, бизнес и НКО. Социальное предпринимательство – это уже четвертый сектор экономики», - поддерживает Телицына его слова.

«Нам кажется, что наша программа фонда полезна для тех, кто придумал, загорелся, чуть-чуть попробовал, чуть-чуть обломался, не получив поддержки, и не сдулся. Или еще вообще не развивался. В этот момент мы его можем поддержать и деньгами, и сообществом.

Участники, которых мы выбираем – у них много идей, они всем горят, все хотят, у них такой суперэмоциональный хаос внутри. Людям из бизнеса, которые выступают консультантами и наставниками фонда, напротив, не хватает немножечко безумия. В результате получается такое классное сочетание», - сама Телицына рассказывает о социальных предпринимателях с горящими глазами.

Конкурсные заявки оцениваются в течение полугода. Есть целых пять этапов отбора. Сначала волонтеры вычитывают заявку на соответствие формальным критериям. Остается две трети заявок или меньше. Далее их читают эксперты, а в фонде параллельно узнают, что про проект говорят в городе, смотрят соцсети, проверяют рекомендации. С каждым участником проводят 15-минутное скайп-интервью. Далее следуют двухдневные обучения - с тренингами от сотрудников Tele2 и экспертов в отрасли. Помогать в рамках своих компетенций может любой сотрудник компании. Также бывает вариант менторства, когда человек поддерживает работу над проектом не в рамках узкой специальности, а помогает выстроить работу в целом.

«Для нас самое важное – не убить энергию социального предпринимателя, загнав его в клетки какой-то структуры, а найти середину между самым лучшим из бизнеса и самым лучшим из социального сектора», - отмечает Телицына.

Сложность отбора объясняется очень просто - фонду и его партнерам очень важно найти правильную идею в правильных руках:

«Мы оцениваем как саму заявку, её инновационность, так и человека. Социальный предпринимательский проект не может делать человек по найму. Во-первых, нужно, чтобы какая-то проблема бесила по-настоящему, и ты спать не мог. Во-вторых, чтобы ты мог всех вдохновлять. Это про ответственность за свою жизнь, за свой город, за свою страну.

Критерии, по которым мы оцениваем, - это острота проблемы для региона и страны в целом, инновационность, потенциал к финансовой устойчивости, возможности масштабирования, изменения системы в будущем. Оцениваем также, насколько человек сам является автором идеи. Важно, чтобы человек сам хотел учиться, был такой «ледокол», что ли».

В финале проекты участников наравне со взрослыми экспертами оценивают дети:

«Нам кажется честным, когда детский конкурс судят дети. Они наравне со взрослыми расставляют свои приоритеты-места - первое, второе, третье и так далее», отмечает Телицына.

Она подчеркивает, что деньги партнеров – не бесконечные, и фонд стремится вкладываться, в тех, кому это важно. Телицына отмечает, что эта работа - постоянный источник вдохновения для нее и других сотрудников фонда:

«Это очень круто и очень вдохновляет, что у нас в стране много людей, которые вместо того, чтобы сидеть жаловаться, смотреть телек или заниматься коммерческой деятельностью, вдруг горят идеей, что-то делают, меняют мир.

Моя личная миссия, из-за которой я уже пять лет не сплю и летаю по всей стране – я знаю этих людей. Они не хотят быть принадлежащими ни к какой организации, но при этом у них есть большая идея. Такие люди есть везде, точно знаю. И чаще всего именно они в конкурсе и побеждают».

Источник: ИА «Город55»
На правах рекламы